Доступность ассортимента
Аптечная сеть в целом с избытком насыщена лекарственными средствами. Отечественных ЛС зарегистрировано по государственному реестру около 7000 наименований, зарубежных – около 5500 наименований. Постепенно видимую долю рынка медикаментов начинают занимать отечественные препараты. Однако их продвижению препятствует отсутствие у российских фармпроизводителей разветвленной сети медицинских представителей, навыков маркетинга.
Следует отметить выраженный крен в ассортименте аптек в сторону препаратов «от простуды», витаминов, БАДов, средств лечебной косметики и других, хорошо рекламируемых лекарств. Вышедший в октябре 2010 г. Минимальный ассортиментный перечень для аптек усугубляет эту диспропорцию. Так как доходы аптек зависят от объемов продаж, то очевиден их интерес продавать то, что хорошо продается – раскрученные препараты, дорогостоящие препараты. Происходит «вымывание» из ассортимента дешевых, эффективных, но не массовых препаратов. Социальная функция – снабжение необходимыми препаратами больных — аптеками давно утрачена: рыночные отношения, прибыль аптеки и дистрибьтора поставлены во главу угла.
Различными аналитическими и экспертными организациями (в частности, RMBC, ЦМИ «Фармэксперт», DSM) проводится анализ рынка ЛС, в том числе составляются рейтинги наиболее успешно продаваемых ЛС (целевой аудиторией этих аналитических организаций в основном являются фармацевтические компании). Отдельно анализ рынка жизненно необходимых ЛС, доступности их для пациента не проводится. Вместе с тем эта группа ЛС достаточно внушительна и составляет в настоящее время около 600 международных непатентованных наименований.
Посмотрим на динамику предпочтений лекарств. По данным за I полугодие 2008 г., рейтинг ЛС по торговым наименованиям (топ 10) по объемам продаж на розничном рынке Хабаровского края выглядит следующим образом: 1 — арбидол; 2 – эссенциале форте; 3 — линекс; 4 – ярина; 5 – терафлю; 6 – гексорал; 7 – ксимелин; 8 – мезим форте; 9 – ксеникал; 10 – терпинкод. Определяющими факторами при реализации ЛС являются «традиционная приверженность» (эссенциале, терпинкод) и «активное продвижение» (арбидол, линекс, ксеникал и др.).
По сравнению, например, с 2005 г. из рейтинга «ушла» настойка боярышника, но появились препараты с более высоким ценовым уровнем: гептрал, амоксиклав, виферон супп. В связи с небольшим количеством дженериков по этим позициям в целом это свидетельствует об увеличении продаж дорогих препаратов в секторе не льготных категорий граждан.
Данные по 10 наиболее продаваемым ЛС (объемы коммерческих продаж в российских аптеках за I квартал 2008 г.) представлены в табл. 2. Отметим, что ни один из 10 препаратов не относится к категории жизненно необходимых, почти все они, согласно оценкам Формулярного комитета РАМН, в частности арбидол, актовегин, витрум, эссенциале не имеют доказательств эффективности их применения.
Таблица 2
Топ-10 лекарственных средств по объемам коммерческих продаж в аптеках за I кв. 2008 г.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
В 2010 г., по данным DSM-групп, лидирующая тройка наиболее продаваемых безрецептурных лекарственных средств: арбидол, эссеницале, линекс, далее следует но-шпа, панангин, мезим, пенталгин, окциллококцинум и терафлю. По большому счету принципиальных изменений за 2 года в этом списке, к сожалению, не произошло. Ну, нельзя же признать появление в списке панангина, удвоившего продажи благодаря массированной рекламной компании, серьезным изменением в отношении влияния на здоровье населения. По-прежнему в «топе» массово присутствуют препараты с недоказанной клинической эффективностью, которые благодаря рекламной поддержке «оттягивают» финансовые средства граждан.