Лекарства-пустышки по прежнему в лидерах продаж

Доступность ассортимента

Аптечная сеть в целом с избытком насыщена лекарственными средствами. Отечественных ЛС зарегистрировано по государственному реестру около 7000 наименований, зарубежных – около 5500 наименований. Постепенно видимую долю рынка медикаментов начинают занимать отечественные препараты. Однако их продвижению препятствует отсутствие у российских фармпроизводителей разветвленной сети медицинских представителей, навыков маркетинга.

Следует отметить выраженный крен в ассортименте аптек в сторону препаратов «от простуды», витаминов, БАДов, средств лечебной косметики и других, хорошо рекламируемых лекарств. Вышедший в октябре 2010 г. Минимальный ассортиментный перечень для аптек усугубляет эту диспропорцию. Так как доходы аптек зависят от объемов продаж, то очевиден их интерес продавать то, что хорошо продается – раскрученные препараты, дорогостоящие препараты. Происходит «вымывание» из ассортимента дешевых, эффективных, но не массовых препаратов. Социальная функция – снабжение необходимыми препаратами больных – аптеками давно утрачена: рыночные отношения, прибыль аптеки и дистрибьтора поставлены во главу угла.

Различными аналитическими и экспертными организациями (в частности, RMBC, ЦМИ «Фармэксперт», DSM) проводится анализ рынка ЛС, в том числе составляются рейтинги наиболее успешно продаваемых ЛС (целевой аудиторией этих аналитических организаций в основном являются фармацевтические компании). Отдельно анализ рынка жизненно необходимых ЛС, доступности их для пациента не проводится. Вместе с тем эта группа ЛС достаточно внушительна и составляет в настоящее время около 600 международных непатентованных наименований.

Посмотрим на динамику предпочтений лекарств. По данным за I полугодие 2008 г., рейтинг ЛС по торговым наименованиям (топ 10) по объемам продаж на розничном рынке Хабаровского края выглядит следующим образом: 1 – арбидол; 2 – эссенциале форте; 3 – линекс; 4 – ярина; 5 – терафлю; 6 – гексорал; 7 – ксимелин; 8 – мезим форте; 9 – ксеникал; 10 – терпинкод. Определяющими факторами при реализации ЛС являются «традиционная приверженность» (эссенциале, терпинкод) и «активное продвижение» (арбидол, линекс, ксеникал и др.).

По сравнению, например, с 2005 г. из рейтинга «ушла» настойка боярышника, но появились препараты с более высоким ценовым уровнем: гептрал, амоксиклав, виферон супп. В связи с небольшим количеством дженериков по этим позициям в целом это свидетельствует об увеличении продаж дорогих препаратов в секторе не льготных категорий граждан.

Данные по 10 наиболее продаваемым ЛС (объемы коммерческих продаж в российских аптеках за I квартал 2008 г.) представлены в табл. 2.  Отметим, что ни один из 10 препаратов не относится к категории жизненно необходимых, почти все они, согласно оценкам Формулярного комитета РАМН, в частности арбидол, актовегин, витрум, эссенциале не имеют доказательств эффективности их применения.

Таблица 2

 

Топ-10 лекарственных средств по объемам

коммерческих продаж в аптеках за I кв. 2008 г.

 

 

I кв. 2008

Позиция в I кв. 2007

Бренд

Объем за I кв. 2008, млн долл.

Объем за I кв. 2007, млн долл.

Прирост за год, %

Доля в I кв. 2008 г., %

1

1

Арбидол

34,5

18,6

85

2,2

2

2

Терафлю

16,5

12,0

38

1,0

3

7

Линекс

14,9

8,9

67

0,9

4

3

Актовегин

13,9

10,3

35

0,9

5

6

Эссенциале

13,8

9,5

46

0,9

6

4

Витрум

13,0

10,3

27

0,8

7

34

Оциллококцинум

13,0

4,9

164

0,8

8

5

Виагра

12,8

9,7

32

0,8

9

11

Колдрекс

12,2

8,1

50

0,8

10

14

Пенталгин

11,4

7,1

62

0,7









 

 

В 2010 г., по данным DSM-групп, лидирующая тройка наиболее продаваемых безрецептурных лекарственных средств: арбидол, эссеницале, линекс, далее следует но-шпа, панангин, мезим, пенталгин, окциллококцинум и терафлю. По большому счету принципиальных изменений за 2 года в этом списке, к сожалению, не произошло. Ну, нельзя же признать появление в списке панангина, удвоившего продажи благодаря массированной рекламной компании, серьезным изменением в отношении влияния на здоровье населения. По-прежнему в «топе» массово присутствуют препараты с недоказанной клинической эффективностью, которые благодаря рекламной поддержке «оттягивают» финансовые средства граждан.

Оцените статью