МЕРЧАНДАЙЗИНГ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АПТЕК.
Стремительные изменения, происходящие на фармацевтическом рынке, в последние годы привлекают пристальное внимание не только фармработников, но и всего населения — потенциальных покупателей.
Аптека перестала быть тем местом, куда приходят только за прописанными врачом лекарствами. Сегодня мы идем в аптеку за зубной пастой, подгузниками, средствами для загара, косметикой и даже за минеральной водой. Аптека становится атрибутом здорового образа жизни, гарантом качества и безопасности товара.
За последние 10-15 лет ассортимент лекарственных средств увеличился почти в пять раз, такие же изменения произошли и в ассортиментных группах (предметы ухода, медтехника, парапарфюмерная и др. ) кроме того, появились новые товары, которых ранее не было на фарм.рынке.
Количество позиций в ассортименте аптек по Москве в среднем составляет от 2500 до 5000 наименований. Минимально необходимый ассортимент должен включать в себя, помимо так называемого «обязательного ассортимента», регламентированного государством, не менее 1000 позиций, наиболее востребованных населением препаратов.
Аптека, настроенная на процветание, должна увеличивать свой ассортимент не менее, чем на 20-30 позиций в месяц и учитывать спрос на те или иные препараты.
Прирост ассортимента и его направленность планируется на основе текущего и ожидаемого спроса на лекарственные средства.
Приходя в аптеку и видя такое количество препаратов, покупателю очень сложно бывает сориентироваться в таком многообразии. И здесь на помощь и покупателю и фармацевту приходит мерчандайзинг – единственное связующее звено между товаром и потребителем в точке продаж.
Мерчандайзинг – удобно покупателю, выгодно аптеке.
Рыночные отношения обусловили необходимость привлечения покупателей и заботу об имидже аптеки.
Как выставить товар на витринах, чтобы он не потерялся среди других, чтобы покупатель смог сориентироваться в их множестве и найти именно то, что ему надо. Эти проблемы встали перед сотрудниками современной аптеки. И здесь на помощь фармацевтам приходят методы размещения товаров и рекламных материалов в торговом зале, способствующие скорейшей реализации и увеличению объему продаж, помог мерчандайзинг.
Порядок на полках, правильное оформление ценников, красивое и грамотное оформление витрин и торгового зала, улучшение имиджа приводят в аптеку новый круг покупателей.
Преимущества мерчандайзинга ощущаются не только аптекой, но и покупателями. Процесс покупки для них становится проще и приятней.
Покупатель имеет возможность сразу увидеть на витрине весь «товар» и выбрать то, что ему нужно.
Например, в группе витаминов он видит несколько торговых марок, которые ему известны по рекламе или отзывам врачей и знакомых. Витамины разложены не только по торговым маркам, а также выделены по возрастным группам, для разных категорий населения (беременные женщины, спортсмены и др.), а также с повышенным содержанием того или иного ингредиента (железосодержащие). Тоже самое касается и других групп лекарственных средств разрешенных для безрецептурного отпуска. Отдельно от лекарственных препаратов оформляются витрины для предметов ухода, парафармацевтической продукции, косметики.
На видных местах (например, рядом с кассовым аппаратом) выкладываются приоритетные категории медикаментов (по сезону) противопростудные, жаропонижающие, противовирусные, витамины, средства от насморка и др., выкладываются так, что бы постоянно напоминать о себе.
Многие постоянные покупатели аптеки уже привыкли отыскивать нужные им препараты определенной категории в определенном месте.
Важно так же быстро реагировать на рекламные компании и делать соответствующие изменения в выкладке, т.к. широко рекламируемый товар пользуется повышенным спросом и он скорей войдет в число импульсивных покупок, если он будет расположен на видном месте. Обычно покупатель приходит в аптеку за каким то другим лекарством, но увидев рекламируемый товар, делает импульсивную покупку. Количество таких покупок может составлять при правильной выкладке до 50-60%.
Итак, до тех пор пока покупатель не подошел к работнику первого стола, на него воздействует только тот комплекс, который выставлен в месте продаж. Все должно быть на виду, доступно, привлекательно, удобно для покупателя.
Мерчандайзинг- благоприятные условия для продаж.
В идеале покупатель хочет видеть весь товар, который есть в аптеке. На практике это не возможно. Поэтому работники аптеки должны определиться с какими категориями «товара» будут работать : низко-,средне-, или высокоценовым. Тогда легче решить вопрос, какой товар стоит выкладывать на более видные места на витринах.
Опыт подсказывает ориентироваться на среднеценовую группу с вкраплением высокоценовых товаров, потому что среднеценовая группа создает основной потребительский спрос.
Аптека – это то редкое торговое предприятие, которое объединяет в себе бизнес и несет большую социальную направленность. Фармацевты в современных условиях развития фармрынка не должны забывать об этом при подборе ассортимента, ведь он является тем ключевым фактором, который способен либо обеспечить его устойчивое процветание, либо привести к полному краху с коммерческой точки зрения.