Фарм рынок России март 2015
Объем коммерческого рынка ЛП в ценах закупки аптек в марте 2015 г. увеличился на 3,8% по сравнению с февралем и составил 55,9 млрд. руб. (с НДС). По итогам аптечных продаж за первый весенний месяц 2015 г. коммерческий рынок лекарств в натуральном выражении был равен 393 млн. упак., что на 4,1% больше, чем за аналогичный период 2014 года. Средняя стоимость упаковки лекарственного препарата на коммерческом рынке России в марте 2015 г. по сравнению с февралем увеличилась на 1,9% и составила 142,3 руб.
Согласно индексу Ласпейреса, в течение марта 2015 года цены в рублях уменьшились на 0,6%. В долларовом выражении индекс цен вырос на 5,5%. Всего же с начала 2014 года инфляция цен на лекарства в аптеках страны составила +22,7% в рублевом выражении и -33,9% в долларах США.
Структура коммерческого рынка ЛП в марте 2015 г. по ценовым секторам кардинально не изменилась по сравнению с аналогичным периодом 2014 г. Продолжилось сокращение доли лекарств с ценовым диапазоном 50-150 руб./упак. (с 20,3% в марте 2014 г. до 15,1% в марте 2015 г.), остался неизменным удельный вес лекарств ценой от 150 до 500 руб. за упаковку (47,9%), препараты низшей ценовой группы (дешевле 50 руб./упак.) ослабили свои позиции, уменьшив долю лекарств с 6,9% до 6,7%. Лекарства ценой от 500 руб. за упаковку заняли по итогам первого месяца весны 2015 года долю 30,3% коммерческого рынка, что на 5,3% больше, чем в марте 2014 г.
По итогам марта 2015 г. 56% препаратов, реализованных на рынке, являлись отечественными (в натуральных единицах измерения), однако в виду своей невысокой цены относительно импортных лекарств, в стоимостном выражении они занимали лишь 26%. Коммерческий сегмент рынка по итогам марта 2015 года на 52% был представлен безрецептурными препаратами, и на 48% — Rx-лекарствами.
Рейтинг компаний по стоимостному объему продаж в марте 2015 г. возглавила компания NOVARTIS, на втором месте SANOFI, на третьем месте – BAYER.
ТОП брендов ЛС по стоимостному объему аптечных продаж в России по итогам марта 2015 г. возглавил препарат ЭССЕНЦИАЛЕ (1,09% от совокупных аптечных продаж); на втором месте КАГОЦЕЛ (1,0%) и третьем месте АКТОВЕГИН (0,83%).
Объем российского аптечного рынка БАД в стоимостном выражении в марте 2015 г. увеличился на 6,8% относительно февраля и составил 3,2 млрд. руб. В натуральном выражении объем аптечного рынка БАД в первом весеннем месяце 2015 года вырос на 7,8% по сравнению с аналогичным периодом 2014 г. и составил 28,9 млн. упаковок. Средневзвешенная цена упаковки БАД в марте 2015 г. по сравнению с февралем увеличилась на 0,9% и составила 113,5 руб.
Согласно данным розничного аудита DSM Group, объем коммерческого рынка ЛП в марте 2015 г. составил 55,9 млрд. руб. (с НДС). По сравнению с февралем емкость рынка увеличилась на 3,8%. В марте спрос на лекарства в аптеках страны обычно увеличивается по сравнению с февралем, это связано с особенностями сезонности отечественного фрамрынка. Первый весенний месяц – период повышенного спроса как на противопростудные лекарства, так и на витаминные комплексы. Однако стоит заметить, что увеличение потребления лекарств в первом весеннем месяце 2015 г. было менее заметным, нежели в предыдущие годы. Так, в прошлом году увеличение емкости потребления ЛП на коммерческом рынке в марте составило 9,1% по сравнению с февралем 2014 г., а годом ранее этот показатель равнялся 6,9%. Относительно «скромный» мартовский рост 2015 г. отчасти обусловлен существенным ростом продаж лекарств в предыдущем месяце – иными словами рынок довольно заметно вырос в феврале, на этом фоне спрос на лекарства в марте увеличился не так заметно, как в предыдущие годы.
Рост коммерческого рынка лекарств в первом квартале 2015 года относительно аналогичного периода 2014 года составил 25,2%.
В натуральных единицах измерения емкость рынка в марте 2015 г. составила 393 млн. упак., что 1,9% больше, чем в феврале, и на 4,1% больше, чем в марте 2014 г.
Средняя стоимость упаковки ЛП в марте 2015 г. увеличилась по сравнению с февралем на 1,9% и составила 142,3 руб. Если сравнивать среднюю стоимость упаковки лекарств в первом месяце весны 2015 года с мартом 2014 года, то следует отметить рост цены на 21,7%.
За год сильнее подорожали лекарства российского производства (на 24,3% по сравнению с мартом 2014 г.), средняя стоимость упаковки которых в марте2015 г. была равна 67,1 руб. Увеличение цены импортных препаратов составило 21,7 (средняя стоимость в марте 2015 года была равна 237,3 руб./упак).
Состав Top-10 компаний-производителей, лидирующих по объемам продаж на коммерческом рынке ЛП, в марте 2015 г. по сравнению с февралем изменился не существенно – покинула рейтинг компания STADA, а с 12-го на 10-е место поднялась компания ABBOTT, чему способствовал рост продаж препаратов производителя на 16,9%. Расположение компаний-участниц в первой тройке рейтинга осталось неизменным. Ухудшение позиции продемонстрировала компания ОТИСИФАРМ, опустившаяся с 4-го на 6- место, заметим, что эта отечественная компания – единственный участник Top-10 корпораций-производителей, у которого в марте наблюдалось сокращение продаж (на 8,8%).
1
Компания NOVARTIS в первом месяце весны 2015 г. сохранила лидирующую позицию. Продажи лекарств компании совокупно выросли за месяц на 2,7%, это немногим меньше роста 15 рынка в целом (3,8%). Доля коммерческого рынка ЛП, контролируемая компанией, составила в марте 2015 г. 6,69%, что на 0,07% меньше чем в феврале. Наиболее «растущими» из ключевых препаратов NOVARTIS в марте 2014 г. были Экзодерил (+22,8% к уровню продаж февраля), Вольтарен (+28,6%) и Линекс (+6,8%).
Компания SANOFI-AVENTIS отметилась в марте ростом продаж – «+17,5%», что позволило данному участнику рейтинга производителей укрепиться на 2-м месте (прирост доли составил 0,6%). Подобная ситуация была обусловлена увеличением уровня спроса на такие лекарственные бренды компании, как Эссенциале и Магне – на 40,9% и 37,3% соответственно. Кроме того, на 7,9% и 4,7% соответственно выросли аптечные продажи Лозапа и Но-шпы.
Также заметный рост продаж было зафиксирован у новичка рейтинга компании GEDEON RICHTER (+18,7%). При этом по ряду ключевых препаратов производителя было отмечено увеличение продаж более чем на 20% (объем продаж Мидокалма вырос за на 29,2%, а спрос на Панангин увеличился на 22,9%). Кроме того, почти на 11,7% выросли продажи Диротона.