Дешевые аналоги дорогих лекарств
И все-таки иногда на лекарствах удается сэкономить без ущерба для здоровья. Вот самый банальный пример: простуда, заложен нос, врач рекомендует промывать его аквамарисом. 10-миллилитровый флакончик его стоит сейчас порядка 130 рублей, то же средство, но в виде более удобного спрея — уже 230-300 рублей. Самый дорогой — "специальный", как указано на этикетке, аквамарис для гипертоников. Кончается флакончик, если пользоваться несколько раз в день, влет, за неделю можно легко потратить на соленые капли тысячу-полторы рублей.
Есть у аквамариса и "двойники": мореназал, физиомер, аква-риносоль. Они подешевле разрекламированного аквамариса. И все равно курс лечения ими тоже потянет на несколько сотен рублей.
По сути же все эти капли представляют собой раствор морской соли. И если промывать нос банальным физраствором, который продается в любой аптеке и стоит сущие копейки, эффект от лечения будет тот же. А кошелек не опустеет.
Добросовестный врач, подбирая препарат для больного, обычно интересуется и материальными возможностями пациента. Почти каждому дорогому оригинальному лекарству можно найти и более доступный по цене аналог. "Линейка" одного и того же лекарства широка — в аптеках сейчас продается по нескольку десятков аналогов.
И все-таки почему такая разница в ценах? И не опасно ли экономить на дорогих лекарствах, отдавая предпочтение более дешевым?
Оригиналы — самые дорогие
Если говорить упрощенно, причина в следующем. Самые дорогие — оригинальные лекарства. Чтобы вывести новую лекарственную молекулу, а потом довести ее до рынка, фармкомпании тратят миллиарды долларов. Фармакологи находят потенциально эффективные молекулы, синтезируют вещество, а затем вместе с биологами и врачами проверяют его нетоксичность, безопасность сначала на животных, потом на здоровых людях — добровольцах. И только на заключительном этапе новый препарат испытывается на больных. На каждом этапе молекула может не оправдать ожидания, и тогда она отправляется в мусорное ведро. Из десятков молекул реальным лекарством становится одна-две. Отсюда и внушительные цены на каждое новое лекарство. Плюс к тому — про новый препарат должны узнать врачи и пациенты. Иначе его никто не будет покупать. Значит, нужна информационная, рекламная кампания. Получается весьма и весьма дорого.
Брендированные дженерики — надежно и доступно
Новый препарат около 10 лет находится под патентной защитой — его не разрешается копировать другим производителям. Все это время компания-разработчик продает лекарство монопольно, ведь конкурентов на рынке у нее нет. Патентная защита нужна, чтобы оправдать вложения. Иначе разрабатывать новые лекарства будет невыгодно, и никто этого делать не будет.
Когда действие патента заканчивается, компании, специализирующиеся на "копировании" оригинальных лекарств, начинают их производство. На рынке эти копии (дженерики) появляются под своими собственными названиями — брендами. Дженерики всегда дешевле оригиналов, ведь их производители научными разработками "с нуля" не занимаются. Но крупные дженериковые компании имеют имя, дорожат репутацией, придерживаются строгих стандартов производства. Поэтому брендированные дженерики по ценам более доступны. Но в большинстве случаев это качественные, надежные лекарства.
Без собственного бренда — дешевле всего
Самый дешевый аналог — это лекарство, которое не имеет собственного имени (бренда). Такие копии все производители называют одинаково — по международному названию действующего вещества (МНН).
Например, ацетилсалициловую кислоту производят несколько российских предприятий, и стоит она копейки. А тот же аспирин от солидного европейского концерна — на порядок дороже. Можно, к примеру, купить "раскрученный" на всех телеканалах мезим (тот, что для желудка "незаменим"), при этом его аналог панкреатин — несопоставимо дешевле.
Небрендированные дженерики — самые доступные, ведь предприятие не занимается продвижением своего препарата, не тратится на рекламу. Но к таким лекарствам (если говорить о нашей стране) больше всего нареканий и вопросов.
Обычно врачи не рекомендуют покупать лекарства, выпущенные под МНН, — с ними у пациента могут возникать проблемы. Поскольку препарат "безымянный", производитель может экономить на всем, на качестве сырья, соблюдении стандартов производства, упаковке. Именно из-за таких лекарств могут возникать нежелательные побочные эффекты и осложнения.
Как выбрать?
Надо понимать, что мы собираемся лечить. Банальная простуда с заложенным носом? Можно не покупать дорогой французский спрей "Отривин" за 250-350 руб., или ксимелин датского или норвежского производства за 180-200 рублей, а вполне обойтись галазолином за 40 рублей или даже ксиленом за 25 рублей. Можно, в конце концов, "пережить" отсутствие в последних каплях "смягчающего" ментола и прочих наворотов. Но простенькие капли могут сушить слизистую носа, вызвать жжение. Одним словом, действие индивидуально.
Но когда речь идет о серьезных болезнях и серьезных препаратах — вот тут уже не до экономии. Например, после инфаркта, кардиовмешательств пациентам назначают лекарства, препятствующие тромбообразованию. Для больных прием действительно эффективного препарата жизненно важен. Можно заменять дорогой оригинал, месячный курс лечения которым стоит более 3 тысяч рублей, причем принимать лекарство придется пожизненно? Или все же перейти на аналог? В таких случаях должен решать врач — предупредить пациента о возможных последствиях, контролировать регулярными анализами показатели крови.
Вот почему нельзя заниматься самолечением и легко относиться к замене лекарств, назначенных врачом. А уж если замена неизбежна, например лекарства нет в аптеке, обязательно обсуждать ее с врачом.
Источник http://www.rg.ru/2015/03/26/lekarstva.html