Как навести порядок в здравоохранении.

Как навести порядок в здравоохранении.

Открытое письмо к представителям органов власти России

Ю.М. Комаров
доктор медицинских наук, профессор,
заслуженный деятель науки РФ,
член Бюро Исполкома Пироговского движения врачей

Всем уже понятно, что наше современное российское здравоохранение переживает не лучшие времена: оно абсолютно неэффективно. Несмотря на прилагаемые усилия и значительные денежные траты из госбюджета, медицинская помощь становится всё менее доступной для огромной части народа, необоснованно ликвидируются (либо укрупняются) медицинские учреждения, при острой нехватке врачей и медсестёр медицинский персонал массово увольняют. В результате такой политики растёт предотвратимая смертность, нарастает недовольство пациентов и медработников.

Есть ли выход из сложившейся кризисной ситуации? Свои предложения по этому поводу готовит большая группа наиболее квалифицированных и продвинутых экспертов, в которую вхожу и я. В ближайшее время мы предложим максимально соответствующую нашим условиям перспективную модель здравоохранения. Однако уже сейчас, немедленно, чтобы предотвратить необратимый развал здравоохранения, власть обязана, по нашему мнению, сделать следующее.

Во-первых, следует прекратить всяческие действия по реорганизации, оптимизации и реформированию, касающиеся медицинских организаций, в том числе прекратить закупки дорогостоящего оборудования и строительство новых высокотехнологичных медицинских центров.

Во-вторых, необходимо срочно внести изменения в Федеральный закон № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (ОМС), которые позволят исключить частные страховые коммерческие медицинские организации (СМО) из системы ОМС. Это необходимо сделать потому, что такие организации являются лишним посредническим звеном в системе ОМС, для которых основная цель деятельности — получение прибыли. На содержание СМО ежегодно уходит порядка 53 млрд. рублей, что достаточно для содержания 53 многопрофильных больниц.

Значительная часть проверок, которые осуществляют страховые компании, касаются не качества оказания медицинских услуг, они в основном связаны с анализом многочисленной бюрократической документации, оформлением которой обязаны заниматься сегодня врачи и медсёстры. Половина денег из начисляемых страховыми компаниями штрафных санкций в адрес лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) отчисляется в пользу СМО. Выходит, что в соответствии с действующим законодательством СМО экономически заинтересованы в плохой работе ЛПУ: чем хуже работает медицина, тем выгоднее страховщикам, тем больше у них доходы. Таким образом, огромная часть бюджетных средств, направляемых сегодня в систему здравоохранения, используется в интересах не пациентов и врачей, а в интересах СМО, то есть не по назначению. А между тем речь идёт о 2,7 трлн. рублей бюджетных средств, которые перечисляются в адрес медицинских организаций через коммерческих посредников в лице СМО. И если учесть то, что многие страховые медицинские организации имеют зарубежных владельцев, и поэтому часть их прибыли уходит за рубеж (например, хозяева компании «РОСНО» находятся в Германии), то можно говорить о том, что сложившаяся практика финансирования здравоохранения подрывает национальную безопасность страны.

О паразитирующей роли СМО говорится давно и много, в последнее время даже на различных форумах, которые проходили с участием первых лиц государства. За использование данной схемы финансирования здравоохранения Россию осудила даже Всемирная организация здравоохранения, такую практику необходимо немедленно прекратить. Поскольку по закону единственным в стране медицинским страховщиком является Федеральный фонд ОМС, то необходимо для удобства работы в каждом регионе создать своих страховщиков. Для этого территориальные фонды ОМС нужно сделать филиалами Федерального фонда.

Одновременно следует законодательно обязать частные коммерческие СМО заниматься совершенствованием ещё недостаточно развитым у нас в стране добровольным медицинским страхованием (ДМС), что снизит затраты пациентов на получение платных медицинских услуг и создаст условия для конкуренции платных ЛПУ.

Реализация всех перечисленных выше предложений не требует никаких дополнительных финансовых затрат, а польза от них будет ощутимая.

Сейчас некоторые специалисты настаивают на повышении расходов на здравоохранение до 5,5—6% ВВП. Однако, понимая нынешние экономические трудности, а также то, что выделенные дополнительные средства могут быть потрачены не на приоритетные проблемы, мы предлагаем для начала навести порядок в здравоохранении, минимизировать затраты. Необходимо сделать систему действительно более эффективной, дающей наилучшие результаты, повысить доступность и качество медицинской помощи за счёт внедрения правильных организационно-технологических мероприятий.

Источник

Оцените статью