Паразиты
Минздрав и страховые компании выступили единым фронтом против идеи ликвидировать Фонд обязательного медицинского страхования
Министр здравоохранения Вероника Скворцова заявила, что переход к бюджетному принципу финансирования здравоохранения был бы «шагом назад». Иначе говоря, возврат к более дееспособной системе, проверенной десятилетиями, г-жа министерша считает невозможным. Не оттого ли, что ныне через систему ОМС прокачиваются миллиарды бюджетных рублей и прокладка между госбюджетом и государственными медучреждениями в виде частных страховых компаний даёт возможность «отфильтровать» этот денежный поток в чьих-то интересах?
БОЛЬШИНСТВО ИЗ НАС не единожды побывали в шкуре пациентов. Многие ли из нас почувствовали помощь своей страховой компании? А ведь в её прямые обязанности, по определению, должно входить сопровождение пациентов на всех этапах оказания медицинской помощи. В лучшем случае страховщики производят хоть какие-то ленивые телодвижения лишь тогда, когда недовольные «застрахованные лица» начинают засыпать их жалобами. По мнению аудиторов Счётной палаты РФ, проведших недавно проверку в отношении крупнейших страховых медицинских организаций, в деятельности страховщиков в настоящее время отсутствует страховая составляющая как таковая. Вот такой оксюморон (то есть сочетание несочетаемого).
Чем же заняты все эти люди, усердно работающие в организациях медстрахования? В чём их назначение? Чтобы российский народ становился здоровее изо дня в день? Чтобы развивались отечественная медицина и здравоохранение? Думаю, трудно найти сейчас такого человека, который бы всерьёз ответил на эти вопросы положительно.
Ни для кого не секрет: ребята просто зарабатывают деньги. Для этого им даны эффективные финансовые и административные инструменты.
Во-первых, тарифы, которыми можно жонглировать при помощи сговорчивых региональных комиссий. При этом, похоже, никто не даёт себе труда просчитать, сколько действительно стоит медицинская помощь. Например, Саратовская область в конце 2014 года в несколько раз увеличила тариф на оплату медпомощи, а буквально на следующий день снизила его стоимость в 4 раза. Отчего и почему — остаётся только догадываться.
Второй мощный источник дохода страховщиков — экономия на нас, пациентах. Кто придумывает эти 10 минут на приём больного, эти не больше трёх дней пребывания в стационаре? Как ни парадоксально, но честным врачам приходится постоянно врать: например, чтобы иметь возможность долечить больного, приходится утяжелять диагноз. Согласно разумению страховых компаний, всё, что врач делает на приёме, названо «услугами» и подлежит оплате. При этом предписано, что несколько услуг в один день оказывать нельзя. Как рассказывают врачи, они могут принять одного пациента лишь четыре раза в месяц, остальные посещения страховая компания уже не оплатит. По прихоти страховщиков происходит манипуляция диагнозами, так как больнице лечение пациента с «неправильным» диагнозом могут просто не оплатить. И это лишь малая доля всех предписаний и ограничений, которыми обложили докторов. Всё, что делается свыше разрешённого страховщиками, должно либо покрываться бесплатной работой медперсонала, либо оплачиваться из кармана пациента. Последнее практически и не скрывается. От врачей зачастую прямо требуют навязывать своим пациентам платные услуги.
«Сэкономленные» таким способом деньги идут, понятное дело, не в здравоохранение, а, как можно догадаться, на поощрение страховых работников, в том числе на покупку жилья. Два года назад я уже публиковала в «Правде», на мой взгляд, позорный приказ ФФОМС «О порядке предоставления работникам Федерального фонда обязательного медицинского страхования единовременной субсидии на приобретение жилого помещения». Это вызвало только одну реакцию: мой телефон оборвали представители пресс-службы, пытаясь, мягко говоря, доказать мне, «что я не права». Из года в год ситуация остаётся неизменной. Уже в этом году в минюсте России вновь зарегистрирован подобный же приказ №41447 от 18.03.2016 г. То есть в условиях, когда нам не хватает средств на элементарное лечение, врачей и больницы сокращают, зарплата падает, страховщикам и структурам ОМС хватает и на зарплату, и на квартиры, и на хорошо оплачиваемые пресс-службы.
Третий источник доходов страховых организаций (по данным Счётной палаты РФ, около 25% средств) — штрафные санкции. Наивно думать, что руководствуются они в этом интересами пациентов. Страховым компаниям напрямую выгодно, чтобы лечебно-профилактические учреждения работали плохо. Конечно, к досаде страховщиков, ещё встречаются врачи, которые трудятся усердно и профессионально. В этом случае недочёты можно высосать из пальца. Пример ошибок, обложенных штрафами: «в записи врача диагноз написан неразборчиво» или: «запись врача неинформативная, посещение не обосновано». Упор делается не на реальные результаты лечения, а на правильное оформление всех многочисленных бумажек.
По данным аудиторов Счётной палаты РФ, ежегодно всеми страховыми организациями в результате применения штрафных санкций по отношению к медицинским организациям направляется себе в доход более 4 млрд. рублей! В отличие от дышащих на ладан ЛПУ надзирающие за ними страховые компании — в полном шоколаде. Так, по информации аудиторов, чистая прибыль ЗАО «МАКС-М» в 2014 году составила 891,1 млн. рублей, ОАО «РОСНО-МС» — 241,7 млн. рублей. Ещё раз напомним, что доходы от ОМС имеют единственным своим источником бюджетные средства, выделяемые государством на здравоохранение. И это происходит в то самое время, когда вся страна по копейке собирает деньги на лечение больных детишек.
Задумайтесь: только на содержание страховщиков за последние два года из системы ОМС ушло 53 млрд. рублей! Сколько больниц можно было бы содержать на эти деньги! При этом многие страховые медицинские организации имеют зарубежных хозяев. Например, РОСНО (АО СК «Альянс»), медстраховку которой, по их собственной информации, имеют в России 17,675 млн. человек, принадлежит крупнейшей немецкой страховой компании Allianz New Europe Holding GMBH. Потому немалая часть их прибыли уходит за рубеж. Это те миллионы, которые высасываются из наших больниц, экономятся на врачах, медсёстрах и больных.
При этом система штрафов не только обескровливает наше реальное здравоохранение, но и зачастую активно мешает докторам выполнять свой долг. Доходит до идиотизма. Так, страховая компания оштрафовала Соликамскую станцию скорой помощи за то, что она спасла пациенту жизнь! РИА «ФедералПресс.Приволжье» приводит шокирующий ответ эксперта, наложившего наказание на ЛПУ, на вопрос: «Как должны были поступать врачи?» — «Вы должны были дождаться, когда пациент умрёт, и уже когда он находился бы в состоянии клинической смерти, имели бы право оказывать помощь».
Похоже, наши власти ждут, когда всё наше здравоохранение окажется в состоянии клинической смерти, чтобы начать по отношению к нему хоть какие-то реанимационные действия. Может, хотя бы тогда нашу госмедицину избавят от высасывающих из неё последние соки паразитов. Вот только до этого светлого дня, боюсь, смогут дожить немногие.
Источник Правда №60 (30411) 7—8 июня 2016 года
Автор: Мария ПАНОВА.