Будут ли вновь создавать сеть государственных и муниципальных аптек ?
Как известно, президент страны Владимир Путин дал поручение Правительству РФ и региональным Минздравам рассмотреть вопрос о целесообразности создания государственных и муниципальных аптечных организаций, которые должны обеспечить доступность населения препаратами низкого ценового сегмента, а также сильнодействующими и обезболивающими лекарственными средствами.
Задача четкая и конкретная. Только совершенно не понятно, откуда в госсети возьмутся низкие цены? Наверняка, организаторы здравоохранения начнут говорить о необходимости централизации закупок медикаментов. Но здесь уместно вспомнить времена, когда централизованные закупки осуществлялись в рамках программ льготного лекарственного обеспечения. В итоге цены на такие препараты в государственных аптеках были выше, чем в коммерческой рознице. Слишком много меда, чтобы пчелы обошли это счастье стороной. Поэтому в централизацию лично я не очень верю.
Между тем, задачу повышения доступности социальных видов лекарственной помощи решать все же необходимо. На мой взгляд, для начала следует повысить доступность наркотических анальгетиков и сильнодействующих препаратов. Для этого необходимо провести мониторинг реальной обеспеченности населения наркотическими обезболивающими. Здесь достаточно поднять свидетельства о смерти с диагнозом «рак» и посмотреть, получал ли человек адекватное обезболивание. Понятно, что эти данные уже не подделать. Далее на основе показателей реальной потребности можно будет определить потребность в аптеках, осуществляющих оборот наркотических средств и психотропных веществ. Кстати, вовсе не обязательно, чтобы эти аптеки были государственными или муниципальными. Думаю, что частники с этой задачей вполне справятся.
Кроме того, нужно провести анализ деятельности аптек, которые уже работают с наркотическими средствами и психотропными веществами. Эти аптеки должны предоставить данные о своих издержках при осуществлении данного вида деятельности. Например, в издержки они должны включить стоимость оснащения и содержания помещений, зарплату персонала, расходы на хранение и прочите затраты. Однозначно, такие аптеки должны получить государственную поддержку, например, налоговые преференции.
Нужно определиться и со статусом аптечных организаций, разделив их на аптеки и аптечные пункты. Что такое аптека? В моем понимании это фармацевтическая организация с полным спектром услуг, среди которых отпуск наркотических средств и психотропных веществ, льготный отпуск и реализация рецептурных препаратов. Я предлагаю отпускать рецептурные препараты (гормональные средства, антибиотики и пр.) только в аптеках! Такой подход заставит владельцев аптек оказывать социальные виды услуг. Хочешь содержать аптеку? Пожалуйста! Вот тебе аптека, наркотики, льгота и рецептурный отпуск. А весь «праздник жизни» в виде ОТС, парафармацевтика, косметика — только в аптечных киосках.
Еще один важный момент. Деятельность по обороту наркотических средств и психотропных веществ, а также связанная с льготным отпуском, должна обеспечивать право на налоговые льготы или вычеты в размере стоимости оборудования и его эксплуатации. Вкупе с эксклюзивом на рецептурный отпуск это сделает аптеки вполне себе прибыльными предприятиями. При этом будете решена и задача повышения доступности социальных видов фармацевтической помощи.
Кроме того, стоит определить норматив размещения аптек в соответствии с численностью населения и расстоянием между аптеками. При необходимости открытия в населенном пункте аптеки с полным спектром услуг этот вопрос нужно будет решать в индивидуальном порядке. Кстати, такой подход позволит обеспечить реальный контроль в части рецептурного отпуска препаратов. Думаю, что требования к персоналу аптек нужно ужесточить, а для аптечных пунктов, наоборот, снизить вплоть до разрешения работать в них медикам – врачам, медсестрам. В утешение аптечному ритейлу можно расширить ассортимент аптечных киосков за счет газировок, различных «печенюшек» и прочего мелкого счастья.
Кроме того, на мой взгляд, на вывесках надо отражать реальный юридический статус фармпредприятия. Аптека — значит, аптека. Аптечный пункт – так аптечный пункт. Хватит спекулировать на высоком имени «Аптека»! Думаю, что такой подход позволит обойтись без государственного финансирования. Просто фармритейлеры будут мотивированы на открытие аптек.
Отдельная проблема, которую необходимо решать, — контроль качества ЛС. Сегодня контрольно-надзорная деятельность сконцентрированы в основном в розничном сегменте фармрынка. Как известно, в стране работает около 50 тыс. аптечных организаций. Думаю, что надо тщательно проверять оптовиков на предмет не только наличия, но и отпуска аптекам бракованных серий препаратов. Фармдистрибьютеров намного меньше, у них отлажен посерийный учет, чего нельзя сказать об аптеках. То есть, надо изменить лицензионные требования для опта. Ввести в число этих требований обязательный посерийный учет и наличие компьютерной сканирующей программы. Несколько таких программ (а они есть у многих) можно сертифицировать и вменить в правила обязательного наличия у оптовиков. Вполне логично «отлавливать» брак в узком месте, на уровне опта. И не ждать, когда он пойдет по тысячам аптек. Разумеется, это не означает, что аптеки не надо проверять на наличие бракованных серий. Нужно просто сместить акцент проверок.
Предложенные механизмы, на мой взгляд, позволят перевести оказание фармацевтической помощи в цивилизованное русло и, в конечном счете, повысят качество лекарственного обеспечения населения.
эксперт Самарского фармрынка Валентина АХМЕТШИНА