Требования к рекламе БАДов ужесточены
Вступил в силу Федеральный закон №200-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе» и статья14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».Согласно документу, реклама БАДов должна сопровождаться предупреждением отом, что они не являются лекарственным средством.
Внести в Федеральный законот 13 марта 2006 года N 38-ФЗ «О рекламе»
«Реклама биологически активных добавок в каждомслучае должна сопровождаться предупреждением о том, что объект рекламирования не является лекарственным средством. В даннойрекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлятьне менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах, прикино- и видеообслуживании, — не менее чем пять секунд, и такому предупреждению должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другимиспособами,
— не менее чем десять процентов рекламнойплощади (пространства).»
Также законом расширена сфераответственности рекламодателя и рекламораспространителя. В частности,предусмотрено наказание для последнего за неправомерное указание налечебные свойства рекламируемого товара, рекламу стимулирующей лотереи сприобретением алкоголя, незаконную рекламу наркосодержащих лекарств.
Кроме того, документом для упомянутыхсубъектов вводится административный штраф за нарушение требований крекламе лекарственных средств, медизделий и медуслуг, в том числеметодов лечения, а также БАДов. Его размер составит от 2 до 2,5 тыс.руб. – для граждан; от 10 до 20 тыс. руб. – для должностных лиц; и от200 до 500 тыс. руб. – для юридических лиц.
Согласно новому закону, в каждойрекламе БАД на радио не менее двух секунд должна звучать информация отом, что добавка не является лекарством. В телерекламе соответствующеепредупреждение должно находиться на экране не менее пяти секунд изанимать при этом не менее 7% площади кадра.
За нарушение этих требований будутотвечать не только рекламодатели, но и распространители рекламы. Авторызакона мотивировали это тем, что до сих пор выявлять и привлекать кответственности рекламодателей часто не удавалось, поскольку онидействовали через фирмы-однодневки. В результате требования к рекламеБАД не соблюдались хронически. По данным заместителя главы ФАС АндреяКашеварова, в 2012 году количество нарушений в сфере рекламы БАДсоставило 13% от общего числа нарушений.
Нововведения можно расценить кактактическую победу ФАС, которая традиционно настаивает на усилениирегулирования рыка БАД. ФАС предлагает лицензироватьпроизводство БАД так же, как лекарственных препаратов, ввестипредрегистрационную экспертизу качества, эффективности и безопасностиБАД, проверять эти показатели в процессе обращения биодобавок, размещатьБАД в аптеке на отдельной витрине под вывеской «не лекарственныепрепараты». «БАД не проходят соответствующего исследования дляподтверждения их безопасности, что приводит к большому количествунарушений, связанных с введением потребителей в заблуждение относительнофактических свойств БАД. Смешиваясь с лекарственными средствами, БАДынеобоснованно составляют конкуренцию лекарственным средствам», —утверждает Тимофей Нижегородцев, начальник управления контролясоциальной сферы и торговли ФАС. При этом по опросам ВЦИОМ, 89%населения России знают о том, что такое БАД, при этом 60% считают БАДименно дополнением к пище, и только 5% населения полагают, что БАД ― этолекарственные препараты.